Конкурс детского творчества «Путешествие в Древнюю Русь»

Центральный музей древнерусской культуры и искусства совместно с Городским методическим центром Департамента образования и науки города Москвы с января по июнь 2023 года организует Конкурс детского творчества «Путешествие в Древнюю Русь». Конкурс проводится в области детских художественных (живописных, графических, скульптурных, декоративно-прикладных) работ. Работы, присылаемые на Конкурс, должны соответствовать его тематике.

Конкурс направлен на художественно-эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения; ознакомление детей с православной культурой и искусством Древней Руси; выявление и раскрытие молодых талантов; создание среды для творческого общения школьников.

В Конкурсе могут принять участие учащиеся общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, воскресных школ в возрасте от 4 то 16 лет. Возрастные категории участников Конкурса: 4–6 лет, 7–10 лет, 11–13 лет, 14-16 лет. Общее количество работ, выполненных одним участником, не должно быть более трех – в разных видах и техниках каждая.

Групповые работы, а также работы, выполненные при участии педагогов и родителей или не соответствующие тематике Конкурса, к рассмотрению не принимаются.

Работы на Конкурс принимаются с 9 января по 10 апреля 2023 года.

Конкурс проводится в один этап. Итогами Конкурса являются работы лауреатов и номинантов, определяемые жюри Конкурса в мае 2023 года.

Итоги Конкурса публикуются на официальных сайтах организаторов Конкурса: www.rublev-museum.ruhttp://mosmetod.ru.

На стадии подготовки к Конкурсу в целях знакомства с древнерусским искусством и культурой возможен заказ индивидуальных или групповых экскурсий по территории или постоянной экспозиции Музея им. А. Рублева.

Выставка работ лауреатов и награждение лауреатов и номинантов Конкурса состоятся в Музее им. А. Рублева в сентябре 2023 года.

Подробнее на официальном сайте Музея имени Андрея Рублева

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА,

МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Калужской митрополии Русской Православной Церкви

Ты Царю́ сла́вы, Христе́, Ты Отца́ присносу́щный Сын еси́;
Ты ко избавле́нию прие́мля челове́ка, не возгнуша́лся еси́ Деви́ческаго чре́ва;
Ты одоле́в сме́рти жа́ло, отве́рзл еси́ ве́рующим Ца́рство Небе́сное;
(Гимн святителя Амвросия Медиоланского)

 Возлюбленные о Господе пастыри,

всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В эту святую ночь мы торжествуем величайшее чудо, которое апостол и евангелист Иоанн Богослов описал всего тремя словами: «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). В тайну Воплощения Христа Бога не смеют проникнуть бесплотные ангелы. Нам же она приоткрыта Единородным Сыном Божиим, Который Своим вочеловечением усыновил нас Отцу Небесному. Спаситель даровал нам родство по естеству, чтобы мы стали родственны Ему в Духе и наследовали Его Царство. Молодая и питающая всех живоносная «отрасль от корня Иессеева» (Ис. 11:1) — Богомладенец Христос явился в мир, чтобы коснеющее в грехе человечество научить послушанию Творцу, оживотворить Святыми Тайнами и поставить очистившихся от скверны порока одесную Бога.

Родившийся от Приснодевы Сын Человеческий осуществил домостроительство нашего спасения. Исполняя волю Бога Отца, Он «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Более 30 лет Иисус из Назарета жил в семье плотника в послушании святым Марии и Иосифу, исполнив заповедь о почитании родителей. Первое чудо при заключении брака в Кане Галилейской Он совершил по слову Своей Пречистой Матери (Ин. 2:1—11). О Богородице Господь заботился как любящий сын даже на Кресте, вверив попечение о Ней апостолу Иоанну Богослову (см. Ин. 19: 26—27).

Этот любимый ученик Христов — пример христианского послушания, потому преподобный Иоанн (Лествичник) приравнивает евангелистам всех, кто живет по послушанию. Указывая на разные дарования апостолов, поспешивших к Гробу воскресшего Христа (см. Ин. 20:3—4), преподобный игумен Горы Синайской пишет: «Некогда Иоанн опередил Петра, а здесь послушание положено прежде покаяния; ибо предваривший ученик представлял образ послушания, а другой — покаяния» (Лествица. Слово 4).

В христианском подвиге послушание опережает покаяние неслучайно. Как добровольный отказ от самости послушание искореняет самоугодие, которое, по мысли святителя Феофана Затворника, первым разлучает человека с Богом. Покаянием врачуются симптомы болезни, а послушанием — ее причина. Аскетическая традиция послушания процвела во многих православных монастырях, дав дивный плод святости и преемственности подвига — благодатное старчество. Ведь послушание ради Бога побеждает любое человеческое суемудрие и дает смертному человеку «ум Христов» (1 Кор. 2:16), открывает законы Правды Божией и особенности пути каждого человека к подлинно христианской жизни.

Послушание воле Божией не только в решающие моменты, но и в самых обыденных вещах и обстоятельствах делает человека способным принять дары Боговоплощения и восстановить утраченное в Адаме единство с Творцом. Понятно, почему в наши дни особенно яростным нападкам подвергается институт традиционной семьи. Человеку, усвоившему начатки послушания в детском возрасте, легче войти в послушание Христово во взрослой жизни и стать плодоносной ветвью лозы Господней (см. Ин. 15:5). Лучшее выражение родительской любви и заботы — это вовсе не дорогие подарки и даже не престижное образование, открывающее карьерные перспективы, а навык послушания учению Христа и Его Церкви, привитый личным примером отца и матери. Господь обещает всем, живущим в послушании евангельской истине: «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам» (Ин. 15:7).

И наоборот, безотрадно будущее общества, отвергающего установления Божии: закон послушания детей родителям и семью как союз мужчины и женщины. Похулил родителей, оболгал наследие отцов — жди беды. По заповеди, «злословящий отца или мать смертью да у́мрет» (Мф. 15:4). В последние годы грех Хама, возведенный в ранг базового принципа общественной жизни, лишает благоразумия некогда христианский Запад, а теперь и примкнувшие к нему восточноевропейские страны. Христос же сказал всем делателям беззакония: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15:13), и «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10). В последнем огне (см. 2 Пет. 3:7) будет окончательно истреблено само «жало …смерти — грех» (1 Кор. 15:56), и все творение обновится, как обновилось в рождении Христа Бога человеческое естество.

С духовной радостью встречая пришествие в наш мир Спасителя, от всего сердца поздравляю вас с праздником! Родившийся ныне Сын Человеческий в послушание Богу Отцу да даст нам утвердиться в этой великой добродетели! Будем нести благое иго Христово — послушание Его «глаголам вечной жизни» (Ин. 6:68), чтобы в день Судный явиться послушными детьми Отца Небесного. Постараемся провести предстоящие праздничные дни так, чтобы нашей жизнью прославлялся Господь.

Христос рождается, славите!

Смиренный

+КЛИМЕНТ Митрополит Калужский и Боровский

Рождество Христово
град Калуга
25 декабря 2022 / 7 января 2023 года

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Ныне, когда Церковь Небесная и земная в соборном единстве прославляет Бога Воплотившегося, сердечно поздравляю всех вас с великим и светозарным праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Сегодня мы вновь обращаем наши мысленные взоры к событиям, произошедшим более двух тысяч лет назад в Вифлееме. Мы взираем на кроткого Младенца, лежащего в яслях в окружении Пречистой Матери, праведного Иосифа и пастухов, которым первым была сообщена весть о пришествии на землю Спасителя, и вторим Бесплотным Силам, прославляющим Вышнего Творца, чрез Единородного Сына Своего даровавшего мир и благоволение людям.

Святитель Григорий Богослов, раскрывая суть сего праздника, свидетельствовал: торжество наше — о пришествии Бога к человеку, чтобы нам возвратиться к Богу (Слово 38). Ныне воистину приблизилось к нам Царствие Небесное (Мф. 3:2): во исполнение древних пророчеств пришел на землю долгожданный Примиритель (Быт. 49:10), Младенец родился нам — Сын дан нам; и имя Ему: Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6).

«Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27), — обращается к нам Христос. Чтó же это за мир, который подарил человеку Господь и который воспели ангелы в момент рождения Спасителя? Разве стало с тех пор на земле меньше вражды или конфликтов? Мы отовсюду слышим «мир, мир!», а мира все нет, по слову пророка (Иер. 8:11). Но истинный мир Божий, который снизошел на землю с Рождеством Христовым, превыше всякого ума (Фил. 4:7). Он не зависит от внешних обстоятельств и неподвластен скорбям и лишениям временной жизни. Этот необоримый внутренний мир заключен в Самом Боге, Который, став человеком, во всем подобным нам, кроме греха, уже не просто действует в нашей истории, но зримо в ней присутствует. Ныне Слово стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Господь близко, мои дорогие, — не будем никогда забывать об этом и не будем унывать! В Нем — наша сила, наша крепкая надежда и духовное утешение во всех обстоятельствах жизни.

Преклоняясь пред смиренным величием чуда Боговоплощения и прославляя пришедшего в мир Спасителя, мы не можем вместе с тем не тревожиться о происходящих сегодня военных событиях, омрачающих святое рождественское торжество, ибо, как отмечает апостол, страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12:26). В этих испытаниях, постигших народы исторической Руси, нам особенно важно делом подтверждать верность своему христианскому призванию и являть друг ко другу любовь. Нам порою кажется, что добро слабо и беззащитно, а от нашего небольшого усилия мало что зависит. Однако это не так.

Существует непреложный духовный принцип: любовь умножается, когда мы отдаем себя другим, когда жертвуем ближнему свое время, помогаем материальными средствами или просто дарим ему свое внимание. Тогда мы не только преображаем мир вокруг, но и обретаем нечто очень ценное внутри себя. В этом несложном, но действенном духовном законе заключается секрет подлинного мира и настоящего счастья, к которому так стремится каждый человек. Это счастье — не за тридевять земель, как полагают некоторые люди, гоняющиеся за призрачными иллюзиями материальных благ и беспечальной жизни. Настоящее счастье в том, чтобы разделять любовь и радость с окружающими и добрыми делами прославлять Бога, Который воплотился для того, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10). Когда мы впускаем в сердце Христа и позволяем Ему действовать в нас, в наших душах воцаряются благословенный мир и покой (Мф. 11:29), а мы становимся причастниками Царствия Божия, которое внутри нас есть (Лк. 17:21).

Мы хотим обнять Родившегося Господа? Тогда обнимем скорбящего и утешим страждущего. Мы желаем прикоснуться ко Христу и, подобно восточным мудрецам, принести приятные Богомладенцу дары? Тогда подарим нашу любовь и заботу близким, окажем нуждающемуся посильную милость и поддержим унывающего. «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), — свидетельствует Спаситель.

«Рождественская ночь доставляет мир и тишину Вселенной!» — восклицает преподобный Ефрем Сирин и с дерзновением продолжает: «Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды. Настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого» (Песнопения на Рождество Христово, I).

Прислушаемся к этим удивительным словам «сирийского пророка пустыни» и распахнем сердца воплотившемуся ради нас Господу. Возрадуемся, ибо Сам Царь и Владыка Вселенной кротко пришел на землю, чтобы даровать нам спасение и жизнь вечную. Мы же, с благодарностью отвечая на великую любовь Творца к людям, освятим наши души терпеливым перенесением испытаний, теплою молитвою и добрыми делами во славу Божию.

Еще раз поздравляя всех вас, мои дорогие, со светлым праздником Рождества Христова, желаю неоскудевающей радости и благополучия вашим домам и семьям, крепости сил и щедрой помощи от Богомладенца Иисуса. Человеколюбивый Создатель, Истинный Господь истории, да приклонит Свою милость к народам Святой Руси и благословит всех нас миром, дабы мы едиными усты и единым сердцем прославляли Воплотившегося Спасителя и убедительно свидетельствовали, яко с нами Бог!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

2022/2023 г.

Москва

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5987898.html

 

Разночтения в родословиях в Евангелии от Матфея и Луки

Об отличиях в родословиях

Большинство толкователей объясняют это обстоятельство тем, что Матфей ведет родословие по предкам Иосифа, желая показать, что Иисус был не родным, а законным Сыном Иосифа и, следовательно, наследником его прав и преимуществ, как потомка Давида. Лука же, если в своем родословии упоминает также об Иосифе, то в действительности излагает родословие Марии».

Подробнее вопросы и ответы на сложные места в Писании касательно родословия Иисуса Христа изложены в данной статье:

https://weren.ru/raznochteniya-v-rodosloviyah-v-evangelii-ot-matfeya-i-luki/

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Новогоднее обновление

Еще один год становится летописью нашей жизни и открывается новая ее страница. Уходящий год принес много волнений и испытаний, кто-то лишился близкого человека, а от кого-то новые условия потребовали перестроить все в своей жизни. Сейчас нет человека безучастного к тому, что происходит вокруг нас. Но все мы в глубинах своего сердца надеемся, – новый год принесет счастье.

Но почему отсчет очередного годового цикла интуитивно воспринимается людьми как тайна? Отчего наступление нового года не только у детей, но и у каждого человека связано с надеждами на лучшее, с ожиданием радости, утешений и благоденствия? Может быть, это самообман?

Но ведь недаром современное летоисчисление ведется от Рождества Христова. Святитель Феофан Затворник в одной из проповедей сказал, что Новый Год — это образ будущего века, новой земли, грядущей открыться после кончины мира. Оттого душа безотчетно так чает новизны, что наше нынешнее состояние далеко от идеала. Святитель сравнивает его со строящимся домом, загроможденным строительными лесами.

Причиной тому стало отпадение человека от Своего Творца. Через грех первого человека зло вошло в наш физический мир, и «все приняло состояние ветшающего и дряхлеющего». Две с лишним тысячи лет назад положение мира изменилось. В него пришел Сын Божий, приняв человеческое естество: во всем Он стал как человек, кроме греха. Это очень важно для каждого из нас, потому что, по выражению апостола Павла, «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5, 17) — обновленное творение, воссозданное Богом в Его воплощении.

Соединение человека со Христом происходит в Его Церкви в таинстве Крещения. И в тех людях, «которые сохраняют благодать Крещения, сила внутреннего обновления не перестает действовать». Если же кто совершает грех, тот отпадает от Нее, но через таинство Покаяния и Причащения Святых Тела и Крови Христовых, согрешившие «опять приобщаются жизни Божией о Христе Иисусе», и в них действует ее обновляющие силы.

В нашем физическом мире духовные законы проявляются не так открыто, как законы материальные: физические, химические, биологические. Но в человеке они действуют так же реально, и они так же необходимы для его жизни. Если принять те внутренние обновляющие силы, которые действуют в таинствах Церкви, то будет утоляться наша внутренняя жажда обновления. Ведь «духовная жизнь во Христе Иисусе по своему существу постоянно нова». Это вкушение обновляющей благодати наступает не когда-то в необозримом будущем, а здесь и сейчас, давая человеку надежду и на вечное блаженство со Христом. Это и есть то новое счастье, которого все желают друг другу при наступлении нового года. Только человек, поддавшийся суете этого мира, подменил смыслы истинного счастья.

Поздравляю всех с наступающим 2023 годом и от всего сердца желаю вступить в обновляющую жизнь во Христе. Пусть новый год принесет нам истинную радость, благоденствие, здравие и мир на нашей земле.

Источник: Сайт Калужского епархиального управления

История деревень на правом берегу Оки г. Калуги — Гамаюнщина Гамаюнщина.

По ссылке Вы можете ознакомиться с публикацией Юрия Юрьева по истории поселений на правом берегу Оки с XVII века. Многие жители Правобережья г. Калуги даже не подозревают,  что живут в местности, народное название которой Гамаюнщина.

Читать публикацию далее

Карта Калужской Гамаюнщины – Ромодановской вотчины. Сост. М.Е. Шереметевой,

Список архиереев, которые вступили в общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ

Священные каноны осуждают тех, кто вступает в молитвенное общение и сослужение с изверженными из сана и отлученными от общения (Апост. 10, 11, 12; I Всел. 5, Антиох 2 и др.).  Ниже представлен список архиереев Элладской Церкви, с которыми не благословляется молитвенное и евхаристическое общение и в епархии которых также не благословляется совершение паломнических поездок.

34085641.180988410025000443.1.3